Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник 

   | На главную | | Статьи | | Авторы | | Приложения | | Календарь событий | | Дайджест |


| ЦТАЭП | | МНЭПУ | | English version russian version |     


Сельское хозяйство и аграрная политика в России: 1975–2005 гг.

Петриков А.В.

Полная версия статьи
Размер - 258 Кб, формат pdf



(Реферат статьи)

В современном мире роль сельского хозяйства в финансовом отношении постепенно уменьшается. Не является исключением и Россия, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности которой производится около 8,5% валового внутреннего продукта, в том числе в самом сельском хозяйстве только 4,4%. При этом очевидно, что если население может при необходимости обойтись без многих других товаров и услуг, то без пищи не прожить. Поэтому США, Великобритания, Франция, Германия и другие страны, успешно прошедшие этап индустриального развития, потратили немало усилий для возрождения собственного сельского хозяйства, поддержки национальных агропроизводителей и в конце концов стали самодостаточны, т.е. обеспечены продуктами питания собственного производства.

Россия обладает одним из крупнейших в мире сельскохозяйственных потенциалов. У нас сосредоточено 8,9% пашни, 2,6% пастбищ, 8,3% производства минеральных удобрений (правда, потребляется всего 1%). Доля страны в мировом сельскохозяйственном производстве несколько ниже: в производстве молока и корнеплодов – около 5%; зерновых, зернобобовых, яиц – около 3%; мяса – около 2%. Это говорит о том, что имеющиеся сельскохозяйственные ресурсы недостаточно эффективно используются.

В последние 35 лет сельское хозяйство России развивалось крайне неустойчиво. В период 2001–2005 гг. по сравнению с 1976–1989 гг. (в среднегодовом исчислении) увеличилось лишь производство семян подсолнечника, овощей, плодов и ягод; осталось на прежнем уровне производство яиц. Производство остальных продуктов сократилось, в т.ч. зерна – на 25,4%, мяса – на 40,3%, молока – на 32,4%. На общий регресс сельского хозяйство повлияло как сокращение площади сельхозугодий и поголовья скота (особенно заметное в период с 1990 по 2005 г.), так и медленный рост продуктивности.

Наращивание материально-технической оснащенности сельскохозяйственного труда в дореформенный период позволяло, несмотря на отсутствие действенных экономических стимулов, постепенно повышать урожайность зерновых культур и продуктивность животноводства. Однако каждый процент роста сельскохозяйственного производства давался все с большим трудом, увеличивалась ресурсоемкость продукции. Оставалась низкой механизация аграрного труда, особенно в животноводстве. Деревня существенно отставала от города по уровню и качеству жизни, что обусловливало усиленную миграцию сельского населения (особенно трудоспособной молодежи) в города.

Все меры, принимавшиеся по решению этих назревших проблем в рамках старой системы хозяйствования, не приносили успеха. Основной причиной сложившегося положения являлось отчуждение непосредственного производителя – крестьянина от главного средства производства – земли и огосударствление аграрных отношений. Для большинства специалистов и политиков становилось все более ясным, что советская модель аграрных отношений требует кардинального реформирования.

Аграрная реформа в России официально берет свое начало с принятия в конце 1990 г. программы возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса. Наиболее значимыми процессами при этом были денационализация земель и создание фермерского уклада (причем в основном за счет ремигрантов) при сохранении традиционного хозяйственного механизма и системы управления АПК (правил ценообразования, кредитно-финансовой политики и пр.), а также организационно-производственной структуры колхозов и совхозов. В 1991 г. введена платность землепользования.

Новый этап реформы датируется декабрем 1991 г. Главными событиями этого этапа стали либерализация экономических связей в АПК и приватизация колхозно-совхозного сектора. В течение 1992–1994 гг. произошла передача значительной части сельскохозяйственных угодий из собственности государства в индивидуальную и коллективную частную собственность граждан и предприятий; возникли новые организационно-правовые формы коллективных хозяйств; в АПК начал складываться рыночный механизм.

В конце 1994 г. процесс аграрного реформирования приобрел новые черты. В основном завершилось бесплатное уравнительное наделение новых землепользователей участками, формальный (без выделения в натуре) раздел колхозно-совхозного имущества на земельные доли и имущественные паи.

В течение 1995–1996 гг. были приняты новые меры для реального наделения собственностью владельцев земельных долей и имущественных паев, но и они, однако, не имели успеха до принятия в 2002 г. федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного значения» и новой редакции Земельного кодекса, открывшего дорогу рынку сельскохозяйственных земель.

В результате этих преобразований в аграрном секторе созданы основы рыночной экономики, произошли существенные структурные сдвиги. Стал реальностью институт частной собственности на землю. В собственности физических и юридических лиц находятся более 129 млн га земель сельскохозяйственного назначения – 32,3% их общей площади.

В течение последних 15 лет значительно уменьшилась доля крупных агрохозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции и одновременно удвоился вклад личных хозяйств населения. При этом мелкие крестьянские хозяйства (фермы) все еще производят незначительную часть продукции. Понятно, что подобная структура сельскохозяйственного производства, в которой до сих пор большая часть картофеля и овощей и половина животноводческой продукции производится не профессиональными агропредприятиями – большими или маленькими, а самим населением, не может быть перспективной и поэтому не была способна привести к качественному экономическому росту в сельском хозяйстве.

Экономический рост в сельском хозяйстве (как и в экономике в целом) начался после дефолта 1998 г. Девальвация рубля сделала конкурентоспособной отечественную продукцию на внутреннем рынке. Экономический рост продолжается, однако его качество не соответствует общественным ожиданиям: с 2002 г. темпы роста снизились и в 2–3 раза отстают от роста всей экономики. Кроме того, рост в аграрной сфере уступает росту пищевой и перерабатывающей промышленности, которая все более зависит от импортного сырья. С 2001 г. (после исчезновения влияния дефолта) растет импорт продовольственных товаров, особенно на рынке мяса и мясопродуктов.

Сохраняются неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, и, прежде всего, неудовлетворителен уровень развития рыночной инфраструктуры, изношены производственные фонды, растут цены на основные потребляемые отраслью ресурсы и услуги.

Важная проблема – финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью доходов, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций; затруднен доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых и информационных ресурсов. Высок удельный вес убыточных предприятий, рентабельность в сельском хозяйстве ниже, чем в целом по экономике, при том что риски в аграрном секторе, наоборот, – выше, чем в других отраслях.

Замедление роста в сельском хозяйстве, узость альтернативной занятости, исторически сложившийся низкий уровень социальной инфраструктуры и неравные с городом условия развития человеческого капитала обусловили обострение социальных проблем деревни. Высока смертность сельского населения, продолжительность жизни ниже, чем в городе. Около 50% сельских жителей имеют среднедушевые располагаемые ресурсы ниже прожиточного уровня. Разрыв между городом и деревней по уровню бедности не сокращается, а растет. Наблюдается социальное опустынивание многих сельских территорий. Депопуляция характерна для большей части Европейской России (особенно сильна на Северо-Западе), а также отмечается на юге Западной Сибири.

Осознание этих рисков и стремление их преодолеть обусловило ряд перемен в аграрной политике после 2000 г., а именно: рост аграрного бюджета, регулирование земельного и зернового рынка, квотирование импорта, реструктуризацию долгов сельхозпроизводителей, расширение их доступа к кредитным ресурсам, проведение в 2006 г. Всероссийской сельскохозяйственной переписи, осуществление приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и, наконец, принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в соответствии с которым принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственных рынков на 2008–2012 годы.

Объем поддержки сельского хозяйства из Федерального бюджета за пять лет увеличится в 2 раза, а доля расходов на сельское хозяйство в федеральном бюджете – до 1,5%. В наибольшей степени возрастает финансирование устойчивого развития сельских территорий (в 5,7 раза), а наиболее крупной статьей расходов является субсидирование выплат процентных ставок по кредитам (33% ресурсов). Кроме этого, предполагается в тех же объемах софинансирование мероприятий Госпрограммы со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации.

Важное новшество программы – выделение приоритетных отраслей и ориентация на растущие рынки. В качестве приоритетного направления выбрано животноводство, что обусловлено прежде всего растущим спросом на животноводческую продукцию по мере роста доходов населения.

Увеличение объемов господдержки – необходимое, но далеко не достаточное условие развития сельского хозяйства. Большое значение имеет совершенствование институциональных условий развития отрасли, в том числе и механизмов распределения государственных ресурсов. Поэтому программа содержит целый раздел по созданию более благоприятных общих условий функционирования отрасли, среди которых следует прежде всего назвать информационное обеспечение, разработку технических регламентов и стандартов, развитие ипотеки.

Нерешенной структурной проблемой является отсутствие единых правил поддержки сельского хозяйства на региональном уровне, а через субъекты Российской Федерации распределяется все большая часть консолидированного аграрного бюджета. Как следствие, сложилась чрезмерная дифференциация



Страница №: << < 1, 2. > >>







Россия в окружающем мире, 2007 год


Россия в окружающем мире: 2007 год









   Rambler's Top100   

Copyright 2005-2011 © При перепечатке фотографий и иных материалов с данного сайта необходима ссылка, а в Интернете - гиперссылка на источник - сайт "Россия в окружающем мире" www.rus-stat.ru