Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник 

   | На главную | | Статьи | | Авторы | | Приложения | | Календарь событий | | Дайджест |


| ЦТАЭП | | МНЭПУ | | English version russian version |     


Первые судебные победы "зеленых" в России

Колесникова В.Б.

Полная версия статьи
Размер - 219 Кб, формат pdf



Ниже приводится реферат статьи. Полный текст представлен в формате PDF.

Прошедший год был отмечен сразу двумя событиями, важность которых для нашей страны трудно переоценить. Это так называемое "лесное дело" в Верховном Суде РФ и Указ Президента РФ Бориса Ельцина, в котором он признал утратившим силу свои предыдущие указы о создании и строительстве высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург-Москва.

В современной России в течение двух лет с момента вступления в силу Закона "Об экологической экспертизе" (30 ноября 1995 года) Правительство перевело в из лесных в "нелесные" территории более 30 тысяч га земель в 72 субъектах Российской Федерации.

17 февраля 1998 года впервые в истории России в Верховном суде было выиграно дело по защите общественных экологических интересов. Суд признал недействительными 12 распоряжений Правительства РФ о переводе земель лесов первой группы в нелесную категорию для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства. Были признаны незаконными и отменены все распоряжения за 1996 и 1997 годы. Через полгода Верховный суд отменил свое решение, направив дело на новое рассмотрение. Правительство уверенно продолжало издавать "лесные" распоряжения - уже через четыре дня после решения суда - 21 февраля 1998 года был издан очередной незаконный документ.

Если не удастся добится отмены решения правительства в Верховном суде, представители общественности готовятся обратиться в Международный суд.

Российское акционерное общество "Высокоскоростные магистрали" было создано согласно Указа Президента России, 90 процентов акций этого общества принадлежит государству. Чтобы реализация проекта ВСМ Санкт-Петербург-Москва началась, он должен был пройти необходимую по закону федеральную государственную экологическую экспертизу. Она началась летом 1995-го года. Дважды эксперты выносили вердикт: отправить на доработку. И оба раза ее продлевали по надуманным причинам в надежде на то, что эксперты одумаются и проект одобрят. Но и третье заключение было тем же - отправить на доработку.

Трасса ВСМ должна была перерезать Валдайский национальный парк и ряд заказников, пройти по болотистой местности, не пригодной для прокладки рельсов высокоскоростной дороги. Для того, чтобы магистраль была проложена в соответствии с технологическими стандартами были бы необходимы колоссальные вложения средств. Потери, которые могли понести уникальные территории, были бы невосполнимы.

Это дело вызвало беспрецедентную в нашей стране реакцию – всенародный иск в Верховный Суд, который был подан 27 февраля 1997 года. Жители самых разных уголков страны от Калининграда до Хабаровска потребовали отмены указов Президента и постановлений Правительства о строительстве и финансировании ВСМ Санкт-Петербург-Москва.

Казалось бы – Указ отменен, строительство остановлено, зачем настаивать на судебном разбирательстве? Ответ прост – основанием для отмены указа о строительстве ВСМ является не незаконность данного документа, принятого до проведения экспертных оценок, Указ о строительстве признается лишь "утратившим силу", так как ситуация в стране накануне известных августовских событий не позволила реализовать столь дорогой проект. Если же суд признает не соответствующими закону Указы Президента и Постановления Правительства о ВСМ, это придаст делу совершенно иную окраску, реанимировать проект магистрали будет сложнее. Число истцов по этому делу растет с каждым днем, люди, не надеясь на решения Президента, хотят законным путем остановить этот проект навсегда.

После остановки проекта все было сделано так, чтобы часть ресурсов все-таки осталась в руках тех, кто и раньше на них рассчитывал. Дело в том, что Президент РФ, признав утратившим силу Указ "О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва", пункты 2 и 3 Указа, регламентирующих изъятие земель под строительство ВСМ, отставил в силе пункт 1 Указа, в соответствии с которым в уставной капитал Российского акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" (РАО ВСМ) вносятся земли, здания, сооружения по предполагаемой трассе ВСМ. Таким образом, Президент, согласившись с несостоятельностью самой идеи строительства ВСМ "Санкт-Петербург - Москва", признал утратившими силу пункты, регламентирующие изъятие земель под ВСМ, оставил пункт 1 Указа, в соответствии с которым государство вносит в виде вклада в уставной капитал РАО ВСМ право пользования землей, зданиями, сооружениями на несуществующей полосе отвода под строительство магистрали. Всем ясно, что проект ВСМ временно закрыт вовсе не по экологическим соображениям, более того, угроза освоения территории Валдайского национального парка, а также территории ряда заказников, через которые должна была пройти трасса, никуда не исчезла, она просто приняла иную форму.









Россия в окружающем мире, 1999 год


Россия в окружающем мире: 1999 год









   Rambler's Top100   

Copyright 2005-2011 © При перепечатке фотографий и иных материалов с данного сайта необходима ссылка, а в Интернете - гиперссылка на источник - сайт "Россия в окружающем мире" www.rus-stat.ru