Россия в окружающем мире. Аналитический ежегодник 

   | На главную | | Статьи | | Авторы | | Приложения | | Календарь событий | | Дайджест |


| ЦТАЭП | | МНЭПУ | | English version russian version |     


Долги России

Медведев Ж.А.

Полная версия статьи
Размер - 337 Кб, формат pdf



Ниже приводится реферат статьи. Полный текст представлен в формате PDF.

Поскольку ни одна страна на "постсоветском пространстве" не имела иностранной валюты для оплаты долгов СССР, весь этот долг был "поручен" одной России с обещаниями его реструктуризации. Россия начала рыночные реформы, не только не имея никакой западной финансовой поддержки, но и с тяжелым грузом всех советских долгов, обслуживать которые она, конечно, не могла. До решения проблемы реструктуризации этих долгов новых займов российскому правительству никто не давал. К началу реформы цен в России, рубль был девальвирован в 80 раз, т.е. на 8000% по отношению к своему "официальному" курсу. Введение свободных цен в условиях столь огромного несоответствия в покупательной способности рублей и долларов должно было привести к неконтролируемой инфляции.

Положение усугублялось еще и тем, что при соглашениях о создании "Содружества независимых государств" на месте СССР Центральные банки всех членов СНГ были наделены правом эмиссии "безналичных рублей" для кредитования своих предприятий и учреждений. В этих условиях инфляция за 1992 г. по общему индексу торговли составила 2500%. Однако на многие товары массового спроса и особенно на продовольствие, цены на которые раньше субсидировались, наблюдался рост цен в 50, а иногда и в 100 раз.

Инфляция несколько снизилась к концу 1992 г., после того, как Прибалтика и Украина перешли на собственные валюту и потеряли право генерировать "безналичные рубли". Летом 1993 г. Центральный Банк России ликвидировал общую "рублевую зону", ввел новые "российские" рубли и лишил всех других членов СНГ права генерировать "безналичные рубли". Переход России на собственную валюту нового образца и ряд других мер позволили снизить в 1993 г., инфляцию с 2500 до 800 %. Однако просчеты правительства Российской Федерации в оценке возможных уровней инфляции обошлись очень дорого и населению страны и ее промышленности. Граждане России потеряли практически все свои сбережения, исчислявшиеся на конец 1991 г. суммой в 370,8 млрд рублей. Предприятия лишились своих т.н. "оборотных средств", что привело к массовым неплатежам по взаимным поставкам и к развитию преимущественно бартерной торговли.

Пик основных платежей (проценты и погашения) по 80 миллиардному советскому внешнему долгу приходился как раз на 1992 и 1993 годы. В 1992 г. нужно было выплатить кредиторам 12 млрд долл. США, а в 1993 г. – 17 млрд долларов. Россия безусловно не могла осуществлять такие платежи, ожидая обещанной реструктуризации.

Реальная кредитная помощь Запада России составила в 1992–1993 гг., меньше 1 % от российского валового национального продукта (ВНП) за эти года. Поэтому никакого серьезного влияния на ход реформ и на экономические процессы в России западная помощь не оказала. Но общие внешние долги России, приблизившись к 100 млрд долл. США оказались самыми большими в мире.

В СССР внутренний долг был значительно выше внешнего, если считать по официальному курсу доллара. На 1 января 1990 г. внутренний долг СССР составил около 400 млрд рублей. В течение трех последующих лет этот долг "испарился" почти без следа. Девальвации рубля по отношении к иностранным валютам в 1990–1991 гг. уменьшили валютную стоимость внутреннего долга в 60–70 раз. Остатки долга были проглочены инфляцией в 1992 г. У правительства вместо долга осталась лишь "моральная ответственность" перед населением за исчезнувшие сбережения в Сбербанке и за обесценивание страховых полисов.

Вопрос о внутреннем заимствовании снова стал обсуждаться в 1993 г. В 1992–1993 гг. бюджет финансировался в основном путем печатания банкнот и роста денежной массы.

В России большинство банков, как и отдельных граждан, предпочитали хранить свои сбережения в форме иностранной валюты. Инфляция в 1995 г. снизилась до 130 %. Правительство могло предложить банкам продажу ценных бумаг, получивших условное название "Государственные краткосрочные обязательства", или сокращенно ГКО, с 200% годовой прибыли. Создание внутреннего долга путем продаж ГКО приобрело характер т.н. "финансовой пирамиды", при которой выплаты процентов по погашаемым краткосрочным ГКО, осуществлялись не доходами в реальных секторах экономики, а за счет продажи новых серий ГКО все большему и большему числу участников этой схемы. В 1995 г. за счет продажи ГКО Министерство финансов и Центральный банк России смогли привлечь в бюджет почти 20 трлн рублей и покрыть четверть дефицита бюджета.

Внутренние займы через ГКО и залоговые аукционы позволили в 1996 г. снизить инфляцию до 21,8%. Это в свою очередь повысило привлекательность ГКО с годовыми процентами, обеспечивавшими удвоение капиталов в течение одного года, а иногда и быстрее. Поэтому ГКО стали приобретать намного активнее, чем в 1995 г. Доходность ГКО в первые месяцы 1996 г. была поднята до 120%, и это обеспечивало приток в государственную казну больших сумм. За месяц до первого тура выборов доходность ГКО была поднята до 200%.

После победы Ельцина на выборах доходность ГКО стала снижаться и к осени 1996 г. дошла до уровня 60 %. Но и в этих условиях число покупателей ГКО продолжало расти.

Хотя ГКО имели только рублевые номиналы, тем не менее в 1997 г. иностранные банки и инвестиционные компании также стали покупать ГКО. Доходы иностранных инвесторов на рынке ГКО в 1997 г. частично шли на покупку акций российских кампаний на московской фондовой бирже. Общий индекс российской фондовой биржи поднялся в 1997 г. на 86%. Однако в 1998 г. российская фондовая биржа поставила новый рекорд, но уже по скорости падения стоимости акций. Российский акционерный капитал снизился на 95%.

Бюджет на 1998 год планировался в сумме около 400 млрд рублей. Но масса ранее проданных ГКО была уже настолько большой, что на их погашение в 1998 году также требовалось около 400 млрд деноминированных рублей. Внешний долг по данным счетной палаты, составлял к началу 1998 года 140,8 млрд долл. США, то есть 30,6 % от ВВП России.

Предотвратить финансовый крах, который произошел 17 августа 1998 г. было практически невозможно. Отток капиталов, ранее вложенных в акции российских кампаний, начался за полгода - в конце 1997 года. Хотя российские акции, как считалось, продавались в 1997 г. намного ниже их реальной стоимости, тем не менее цены на эти акции уже с января 1998 г. стали стремительно падать.

Дефолт в августе 1998 г. можно считать лишь первым предупреждением надвигающейся более серьезной катастрофы. Он не столь опасен потому, что этот шаг привел к отмене внутреннего долга. Но остался внешний долг, размер которого к ноябрю 1998 г. вырос до 160 млрд долл. США, т.к. к заимствованиям от правительств и банков добавились и евробонды. Долги, связанные с покупкой ГКО будут скорее всего списаны. Отказ от их оплаты не несет для правительства страны большого риска. Долги, унаследованные Россией от бывшего СССР, также будут резко снижены без каких либо санкций и без объявления формального дефолта. Но собственные "суверенные" долги самой России, составившие вместе с евробондами почти 60 млрд долл. США, придется, безусловно, выплачивать. Для того, чтобы это сделать, даже в реструктуризованном виде, рассчитывать на нефтедоллары уже не приходится. Необходимо сокращать импорт и развивать реальное производство. "Рыночный романтизм" тех дилетантов, которые взялись осуществить слишком быстро и слишком просто сложнейшие экономические преобразования основывался на наивном убеждении в том что "Запад нам поможет". Эта попытка провалилась. Теперь российским народам необходимо создавать основы своего благосостояния, рассчитывая лишь на свои собственные силы и возможности.


Рисунки:
1. Изменение курсов акций на биржах разных стран мира в 1998 г. (31 декабря 1998 г. к 31 декабря 1997 г. в %)
2. Индекс курса акций на Российской фондовой бирже (с августа 1997 г. по август 1998 г.)
3. Динамика мировых цен на нефть в 1974–1998 гг.

Дополнительная информация:
003. Динамика роста государственного долга Российской Федерации за 1996–1998 гг.
004. Справка о расходах на обслуживание государственного долга (1995–1998 гг.)









Россия в окружающем мире, 1999 год


Россия в окружающем мире: 1999 год









   Rambler's Top100   

Copyright 2005-2011 © При перепечатке фотографий и иных материалов с данного сайта необходима ссылка, а в Интернете - гиперссылка на источник - сайт "Россия в окружающем мире" www.rus-stat.ru